ИНСТРУКЦИЯ
о проведении воспитательной работы педагогическими работниками во внеучебное время с обучающимися (утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22.09.2022 № 332)
1. Настоящая Инструкция определяет порядок проведения педагогическими работниками воспитательной работы во внеучебное время с обучающимися, осваивающими содержание образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательных программ профессионально-технического образования, среднего специального образования, высшего образования, за исключением проведения воспитательной работы с обучающимися при получении образования по специальностям для Вооруженных Сил Республики Беларусь, транспортных войск, внутренних войск Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, Службы безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
2. Воспитательная работа во внеучебное время – целенаправленная, систематическая и планируемая деятельность педагогических работников, в том числе профессорско- преподавательского состава, направленная на формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к историко-культурному наследию и традициям белорусского народа, создание условий для самоопределения, социализации и самореализации личности обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
3. Воспитательная работа во внеучебное время с обучающимися проводится педагогическими работниками, в том числе выполняющими функции классного руководителя в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, куратора учебной группы в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования, среднего специального образования, высшего образования.
4. Воспитательная работа проводится на основании программно-планирующей документации воспитания.
5. Педагогические работники, выполняющие функции классного руководителя и куратора учебной группы, назначаются из числа учителей, преподавателей на учебный год приказом руководителя учреждения образования.
6. В своей работе классный руководитель и куратор учебной группы руководствуются Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящей Инструкцией, иными актами законодательства, а также уставом учреждения образования.
7. Классный руководитель и куратор учебной группы взаимодействуют с педагогическими и медицинскими работниками учреждения образования, руководителем по военно-патриотическому воспитанию, организационными структурами молодежных и иных общественных объединений, а также с законными представителями несовершеннолетних обучающихся.
8. Воспитательная работа во внеучебное время с обучающимися, осваивающими содержание образовательных программ общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, организуется в режиме шестидневной недели, которая включает в себя пятидневную учебную неделю и шестой школьный день, кроме организации образовательного процесса для учащихся в училищах олимпийского резерва.
В шестой школьный день проводятся мероприятия по реализации основных направлений воспитания, в том числе спортивно-массовые, туристические мероприятия, экскурсии.
9. Классный руководитель, куратор учебной группы планируют воспитательную работу на основе анализа качества воспитания в классе, учебной группе, а также с учетом специфики и особенностей класса и учебной группы.
Планирование включает разработку плана воспитательной работы в классе на полугодие, плана воспитательной и идеологической работы в учебной группе на учебный год. Содержание работы классного руководителя и куратора учебной группы отражается соответственно в классном журнале и журнале куратора учебной группы.
10. Классный руководитель, куратор учебной группы:
10.1. содействуют адаптации обучающихся в учреждении образования, созданию благоприятного психологического климата и формированию сплоченного классного коллектива, коллектива учебной группы;
10.2. совместно с законными представителями несовершеннолетних обучающихся участвуют в планировании их отдыха и оздоровления в период каникул;
10.3. проводят классные, кураторские часы, в ходе которых организуют рассмотрение вопросов поддержания дисциплины, соблюдения правил внутреннего распорядка для обучающихся, результатов учебной деятельности обучающихся, их участия в жизни класса, учебной группы, а также информационные часы, единые уроки, посвященные памятным событиям, государственным праздникам и знаменательным датам;
10.4. способствуют созданию условий для успешной учебной деятельности обучающихся, в том числе осваивающих содержание образовательных программ в соответствии с индивидуальным учебным планом, на дому, взаимодействуют по данному направлению с законными представителями несовершеннолетних обучающихся;
10.5. проводят работу по профилактике противоправного поведения, формированию правовой культуры обучающихся, реализации принципа инклюзии в образовании, принимают участие в реализации плана мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, плана защиты прав и законных интересов ребенка, проведении индивидуальной профилактической работы;
- в порядке, предусмотренном законодательством, изучают особенности семейного воспитания несовершеннолетних обучающихся, способствуют выявлению неблагоприятной для детей обстановки в семьях;
- осуществляют подготовку обучающихся к самостоятельной жизни, профессиональному самоопределению, выбору профессии и труду;
- оказывают поддержку органам ученического и студенческого самоуправления, организационным структурам общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация», общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи»;
- содействуют воспитанию культуры быта и досуга, обучающихся;
- обеспечивают овладение обучающимися ценностями и навыками здорового образа жизни, охрану их жизни и здоровья во время проведения воспитательной работы;
- выполняют иные функции, предусмотренные актами законодательства.